Инфо о фильме  


О съемках
Осторожно: двери шкафа открываются!
Приглашение в страну Нарнию
В 1950 году учёный-филолог, критик и писатель Клайв Стейплс Льюис опубликовал книгу «Лев, колдунья и волшебный шкаф». Это была первая из семи книг, выходивших позднее под общим названием «Хроники Нарнии». Современная сказка «Лев, колдунья и волшебный шкаф» сразу завоевала огромную популярность среди читателей разных стран, став неотъемлемой частью классической детской библиотеки. А в целом книги из «Хроники Нарнии» были изданы тиражом восемьдесят пять миллионов экземпляров на двадцати девяти языках мира. В Великобритании эта серия книг по популярности уступает лишь саге о юном волшебнике Гарри Поттере писательницы Джоанны Роулинг. Причём и сама Роулинг признавалась, что черпала вдохновение в книгах Льюиса. До сих пор, правда, не предпринималось никаких серьёзных попыток снять большое игровое кино по мотивам книг этого писателя. Возможно, причина в том, что придуманный Льюисом мир оказался слишком большим и сложным для воспроизведения на экране. Лишь недавно кинематограф обзавёлся визуальными средствами, способными принять вызов, брошенный безудержным воображением Клайва Льюиса. Вооружённому новыми технологиями режиссёру Эндрю Адамсону предстояло буквально с нуля создать страну Нарнию и её обитателей. Что он и сделал с потрясающим реализмом.

Приключения в Нарнии. Семья Певенси:
Основу сюжета фильма «Лев, колдунья и волшебный шкаф» составляют невероятные приключения четверых детей, которые из военного Лондона неожиданным образом попадают в некую сказочную страну и встречают там на своём пути множество самых разнообразных существ, кстати, очень похожих на те, которых мы помним по греческим мифам. Это фавны, кентавры, сатиры, минотавры, великаны, люди-вепри, а также «обыкновенные» говорящие животные.
Питер Певенси. Самого старшего из детей Певенси зовут Питер. Он попадает из Лондон в Нарнию совсем ещё мальчиком, но уже скоро становится смелым и отважным командиром, сражающим за правое дело в силами зла. Для актёра Уилльяма Музли это его первая роль в кино.
Сьюзан Певенси. На роль Сьюзан, красивой, практичного склада старшей сестры, которая за время путешествия по Нарнии становится очень взрослым и ответственным человеком, была выбрана самая опытная и подходящая для этой роли актриса. Мало того, что сама из Лондона, Анна Поплуэл успела сняться ещё и в нескольких английских фильмах, таких как «Девушка с жемчужной серёжкой» (Girl with A Pearl Earring), «Мансфилд-Парк» (Mansfield Park) и «Маленький вампир» (The Little Vampire).
Эдмунд Певенси. Эдмунд — самый хитрый и хулиганистый из всей семьи Певенси. Оказавшись в Нарнии, он стал единственным, кто был склонен поддаться соблазну перейти на сторону белой колдуньи. Создателям фильма долго не удавалось найти актёра, который сумел бы убедительно рассказать историю этого маленького негодника, которому ещё только предстояло научиться отделять добро от зла. Кандидатура Скангара Кейнса возникла в самый последний момент.
Люси Певенси. Люси — последняя и самая младшая в этой четвёртке. Это очень живое, непосредственное, весёлое и смелое существо. Режиссёр Эндрю Адамсон очень многое ставил на её образ. Честь сыграть Люси была доверена десятилетней Джорджи Хенли.

Путь в Нарнию. Подбор актёров второго плана и создание сказочных персонажей
Переступив порог волшебного гардероба, наши герои оказываются в мире, который им раньше было просто невозможно представить. Здесь им встречается много разных существ, и некоторые из них становится их добрыми друзьями. Чтобы вплести всех этих мифических персонажей в ткань фильма, мало было игры одной лишь актёров, требовались ещё и мастерство реквизиторов, и волшебство цифровых технологий.

Фавн по имени Мистер Тумнус
Самая «не-человеческая» роль досталась шотландскому актёру Джемсу Макэйвою (James McAvoy). Он должен был сыграть фавна по имени мистер Тумнус. Это довольно робкое существо, получеловек-полукозёл, явно немолодое по возрасту, играет в фильме важную роль. Тамнус становится другом Люси, хотя при этом он вынужден верой и правдой служить свой главной хозяйке, белой колдунье. Мистер Тумнус — оригинальный персонаж, придуманный самим писателем. Он особенно важен для понимания общего характера страны Нарнии. Как однажды Льюис признался: «Всё началось с картинки, на которой был изображён фавн с зонтиком и какими-то пакетами, бредущий по заснеженному лесу». Поэтому создатели фильма хорошо понимали, как важно подобрать на эту роль правильного актёра. «Джемс Макэйвой, на наш взгляд, обладал не только наиболее подходящим лицом. Он должен был передать всю трагическую двойственность характера мистера Тамнуса, — говорит режиссёр Адамсон. — Его непростые отношения с Джорджи принципиально важны для нашей истории».
Задачу по превращению человека в фавна, режиссёр возложил на мастера по спецэффектам Дина Райта (Dean Wright). Решение, которое предложил Райт, называлось просто — «замена ног». Этот приём впервые был использован режиссёром Робертом Земекисом (Robert Zemeckis) в фильме «Форрест Гамп» (Forrest Gump), удостоенном в 1994 году премии Оскар. Там актёру Гэри Синайзу (Gary Sinise) приходилось играть ветерана вьетнамской войны сержанта Дэна. Впрочем, в данном случае Райт применил новую и более совершенную компьютерную технологию — так называемых «зелёных экранных штанов», чтобы добиться иллюзии, будто актёр Макэйвой действительно ходит на козлиных ногах и, соответственно, свойственной этому животному походкой.

Белая колдунья Джадис
Джадис олицетворяет собою всё зло Нарнии. Эта, казалось бы, непобедимая колдунья наложила на когда-то цветущую страну заклятие вечной зимы. На роль этой малоприятной женщины по предложению исполнительного продюсера Перри Мура (Perry Moore) была приглашена знаменитая шотландская актриса, Тилда Суинтон. Она считается одним из столпов современного европейского кино. Костюм для Джадис был придуман в виде «термометра настроения». Колдунья никогда не меняет своего наряда — лишь в зависимости от её настроения или окружения меняется его цвет и форма. Когда Джадис находится дома, в своём блистательном ледяном замке — на ней будто бальное платье. Когда же дела колдуньи начинают идти всё хуже, её наряд словно опадает, становится всё менее пышным и всё более облегающим, более тёмным. А в конце фильма становится совсем чёрным.

Лев Аслан
Главным соперником белой колдуньи в Нарнии является мудрый и величественный лев Аслан. Когда-то он создал эту страну и был её верховным правителем. Работая над образом этого, столь полюбившегося всем детям героя, Адамсону пришлось почти полностью положиться на возможности компьютерной графики. «Аслан сильный, мудрый, всезнающий, но при этом очень ранимый. По-человечески очень ранимый, — размышляет режиссёр. — Мне кажется, что писатель остановился на образе льва именно потому, что он одновременно внушает и страх и уважение. Лев — самое яркое выражение силы и власти. Однако наш герой не абстрактен. Он вполне реален, он сделан из плоти и крови, и это обстоятельство крайне важно для нашего замысла».
Автору спецэффектов Дину Райту потребовалось сделать более семисот специальных кадров живого льва, а потом ещё два года провести за компьютером, чтобы сделать Аслана полноценным героем фильма. Однако такая работа ему по душе. «Существует очень тонкая грань, когда вы заставляете компьютерного персонажа говорить и вообще как-то реагировать на людей, реальных актёров... — поясняет Райт. — Мы не хотели бы эту грань переходить, то есть делать из наших героев чисто мультипликационных персонажей. Поэтому наш Аслан остаётся не только очень реалистичным, даже гипер- реалистичным, поскольку ведёт себя и двигается, как настоящий лев, но при этом он может гораздо больше, чем простой лев. Например, он у нас говорит. И это самое сложное».

Путешествие по Нарнии
До сих пор мир Нарнии существовал только в воображении читателей. Причём каждый из миллионов читателей представлял себе этот мир по-своему. Перед режиссёром Эндрю Адамсоном стояла задача сделать Нарнию вполне реальной страной, со своей географией, природой и населением. Зрители не должны были сомневаться в её реальном существовании.

Заснеженные леса Нарнии
Для того чтобы воспроизвести заснеженные леса Нарнии, были приглашены два декоратора из фирмы «Киви» (Kiwi), давно специализирующейся на создании подобного рода эффектов в кино. Команду озеленителей и ландшафтных дел мастеров возглавил Рассел Хоффман, ветеран кинематографа. Ему предстояло создать леса Нарнии, а засыпать их снегом было поручено Питеру Кливленду. Снег украшает многие декорации фильма (кстати, для его имитации требовалось применить сразу одиннадцать самых разнообразных материалов!)
Ландшафтные мастера из команды Рассела Хоффмана «высадили» в съёмочных павильонах более двухсот двадцати пяти различных деревьев, призванных создать иллюзию, будто все события происходят в лесах Восточной Европы. «Я вообще-то рьяный защитник природы, — смеётся Хоффман. — Поэтому все деревья мы брали со специальной плантации, где они выращивались сугубо для коммерческих целей. Так что природа Новой Зеландии никакого урона не понесла».
В то время как люди Хоффмана везли деревья на самый северный остров Новой Зеландии, к месту, где проводились съёмки, люди Кливленда летели кто в Соединённые штаты, а кто в Великобританию. Там требовалось закупить два разных вида искусственного снега для зимы в Нарнии. «К примеру, на лапы елей и сосен мы положили обычную монтажную пену, какая используется при строительстве домов для теплоизоляции, — говорит Кливленд. — А в качестве сыпучего снега использовался бумажный снег, который мы привезли из Уэльса. Пену же закупили в штате Теннеси. Бумажный снег хорош тем, что его легко можно переворошить, удалив тем самым следы от подошв, и сразу же можно делать следующий дубль».

Мир белой колдуньи
«Студия Хендерсон» («Зена, королева войнов», «Приключения Одиссея») отвечала за создание некоторых, но зато самых ответственных и впечатляющих декораций. В число их входил и дворец колдуньи, его Большой ледовый зал, подземелье и внутренний дворик. Разумеется, всё это делалось в стиле «царства снега и льда». Чтобы добиться нужного эффекта, было использовано более тридцати тысяч литров синтетической смолы и более пятисот метров стекловолокна.
К тому же во дворе замка Джедис по замыслу режиссёры должны были стоять несколько десятков нарнийских существ. Это грифоны, медведи, кентавры, пантеры, гиганты и фавны. Все они будто бы были заморожены белой колдуньей, превращены ледяные статуи. Rоманда художников создала около семидесяти подобных изваяний в натуральную величину. Все фигуры из этого сада скульптур делались из пенопласта.

Замок королевы
Наконец необходимо было построить и сам замок белой колдуньи. Это требовало от авторов фильма нового напряжения творческих сил.
«Стены этого огромного замка мы выстроили из стеклопластика толщиной больше сантиметра, — рассказывает Форд. — Все детали архитектуры сначала вырезались из полистирола. Потом форму покрывали водоотталкивающим составом, чтобы пластик не прилипал, и специальным шприцем нагнетали в неё сам пластик, подкрашенный в слегка синий цвет. Кроме этого, мы много экспериментировали со светом. Он проделал фантастическую работу, чтобы весь этот замок выглядел будто сделанный из настоящего льда».
Хотя основная работа над фильмом «Лев, колдунья и волшебный шкаф» шла в павильонах студии, однако немалая часть съёмок проводилось и на натуре. Съёмочная группа искала и находила живописные планы в Канаде, Аргентине, Чили, Польше, Венгрии, Чехии и Австрии и, конечно, на родине большинства современных киносказок, а заодно и родине режиссёра Эндрю Адамсона, — в Новой Зеландии.

Обитатели Нарнии собираются на войну.
Сотрудничество с компаниями WETA WORKSHOP и K.N.B. EFX
К кому бы вы обратились, если бы захотели населить придуманный вами мир какими-либо необычными существами? Ну, конечно, к Ричарду Тейлору, главе компании WETA Workshop! Ведь его художники, специалисты по визуальным эффектам и гриму, работали над всеми тремя частями трилогии Питера Джексона «Властелин колец». Так что режиссёр Эндрю Адамсон отлично понимал, насколько важно привлечь к своему проекту именно эту компанию. Ведь требовалось создать сразу две, противостоящие друг другу армии и всё необходимое для битвы снаряжение (оружие, доспехов и т. п.) — и тут без помощи WETA было не обойтись.
Ричард Тейлор, обладатель четырёх Оскаров за лучшие спецэффекты, с удовольствием принял предложение режиссёра. Для него это было привычное и любимое дело — создавать всё новые и новые фантастические вселенные. Правда, при работе над трилогией Питера Джексона «Властелин колец» от него требовалось создать только десять типов разных существ, а в фильме «Лев, колдунья и волшебный шкаф» их было уже шестьдесят, то есть в шесть раз больше, причём половина из них вообще никогда не встречалась и не могла в природе. В компании WETA также быстро выяснили, что хотя Льюис и Толкиен в чём-то между собою перекликаются, их вымышленные миры совершенно не совпадают по стилю и по фактуре. Впрочем, Льюис не столь подробно описывал свою Нарнию, так что художникам было легче проявить собственную фантазию...
Одной из самых сложных задач для художников оказалось построение образа кентавра, полуконя-получеловека из древнегреческих мифов. В данном случае верхнюю половину тела приходилось «брать» от реального актёра, а круп и ноги коня разрабатывать средствами компьютерной анимации. Специалисты из компании WETA Ричарда Тейлора и фирмы K.N.B Ховарда Бергера занимались этой проблемой вместе. «Кентавры достались нам труднее всего, — вспоминает Бергер. — Правда, нам с Ричардом когда-то уже приходилось работать над такими героями для сериалов про Геракла и Зену, повелительницу воинов, но сейчас мы хотели добиться гораздо большей реалистичности».
Немалую сложность для компании WETA представляли и участники решающей битвы между силами добра и зла. Главный художник по костюмам компании Азис Массенден (Isis Mussenden) разработала для нарнийских воинов целый гардероб по части разнообразных доспехов, и арсенал — по части вооружения. Это сто пятьдесят видов металлических и кожаных нагрудников, наплечников и ручной работы кольчуг. Это и тысяча триста различных предметов оружия — мечей, щитов, палиц и т. п. Магия кроется в деталях. «Именно проработка мелких деталей создаёт ощущение, будто всё это создавалось не нами, а руками самих нарнийцев, — добавляет Тейлор. — Мы же будем счастливы тем, что наш вклад придаст этой сказке ещё больше реалистичности и правдоподобия. На радость зрителям».
Компании WETA и K.N.B. внесли также решающий вклад в создание масок, костюмов актёров и различных фантастических частей тел животных. Бергер, который работал над этим кинопроектом, начиная с его самой ранней стадии, полностью поддерживал режиссёра в том, что любая фантастика хороша лишь своей абсолютной реалистичностью. «С самого начала мой подход заключался в том, что мы создаём живых реальных существ, которых актёры только озвучивают. По-моему, в общей сл


Интервью с Белой Колдуньей
Левой, лев!
Тильда Суинтон в фильме «Лев, Колдунья и Волшебный шкаф»
Любимая актриса Дерека Джармена, английская аристократка (семья владеет поместьем с IX века, один двоюродный дедушка изобрел танк, другой — телевидение), выпускница Кембриджа и экс-коммунистка, современный художник и объект современного искусства (однажды она неделю пролежала в прозрачном ящике в лондонской галерее Serpentine) — Тильду Суинтон не так уж легко представить себе играющей главную роль в новом диснеевском блокбастере. Или наоборот, ее биография свидетельствует, что с этой женщиной может случиться все на свете, ее жизненный опыт готовит ее даже к роли Белой колдуньи, а уж какой она актер — посмотрите «Эдварда II», «Орландо» или хоть недавние джармушевские «Сломанные цветы», где она самым незабываемым образом появляется в кадре на полминуты, для того чтобы врезать Биллу Мюррею.

— Вы всю жизнь снимались в независимом кино, но за последние годы сыграли в «Пляже», «Константине» и вот теперь в «Хрониках Нарнии». Как вам голливудская фабрика?

— Не знаю, лично для меня главная разница состоит в том, что на ланч каждый день приходят полторы тысячи человек. Я все время повторяю, что, если бы Эндрю Адамсон (режиссер «Шрэка». — Прим. ред.) снимал «Хроники» в подвале, я бы у него сыграла с неменьшей радостью. Ну и шпионом на фабрике побыть тоже весело.

— Шпионом? То есть вы смотрели на все будто со стороны?

— Гм, ну да, я там была скорее наблюдателем, гостем — это не моя родная стихия. И я все время поражаюсь, что такая махина может быть настолько непосредственной и свежей. Теперь-то мне ясно, почему студийное кино так часто оказывается жутким хламом. Просто творческая энергия там расходуется на совсем другие вещи. Это ж месяцы работы, даже годы, а на маленьком проекте ты все время в центре циклона.

— А почему вы согласились играть в «Хрониках»?

— Для меня важнее всего взаимопонимание с режиссером. И вот тут все было как всегда: мы с Эндрю оказались родственными душами, понимали друг друга с полуслова. Он меня втянул в это дело, я и книгу-то до его предложения не читала. Я уже не помню, что он мне тогда сказал. Понимаете, он мне просто понравился, с ним хотелось иметь дело.

Тильда Суинтон в роли Белой колдуньи — стопроцентное попадание в типаж, как бы удивительно это ни звучало. Холодная английская красота и звенящая в каждом ее движении значительность этой минуты — с такими данными она могла бы сыграть Колдунью без грима и спецэффектов. Что уж говорить о Суинтон, скачущей на белых медведях сквозь вихрь тщательно оцифрованных снежинок?
— А что вы подумали, когда все-таки прочли «Льва, Колдунью и Платяной шкаф»? Книга считается шедевром христианской литературы, но все причастные к фильму предпочитают обходить этот вопрос стороной, говоря, что все зависит от интерпретации.

— Книга была написана глубоко верующим человеком, с этим не поспоришь. И он прекрасно умел сочинять христианскую апологетику, чем и занимался, собственно, одновременно с работой над «Хрониками Нарнии». Но тут важно то, что, берясь за эту книгу, он хотел написать нечто совсем иное, чем христианские трактаты. Я тут недавно читала про Клайва Льюиса одно исследование, и там говорилось, если я все правильно поняла, что у него хватало ума понимать, что дети на самом деле не способны к религиозному переживанию. Не к духовному, а именно к религиозному. Знаете, я бы набралась наглости сказать, что это не только не религиозная книга, это антирелигиозная книга, в том смысле что она восстает против любых догм и доктрин. «Хроники Нарнии» учат быть изобретательным и самостоятельным, поступать по совести и следовать за своей звездой. И это все совершенно частное дело и не имеет ничего общего с какой-либо религией. Так что мне кажется, что Льюис тут писал не про религию, а про какую-то детскую предрелигиозность что ли.

— А как вы, бывший член Коммунистической партии Британии, относитесь к тому, что религиозные консерваторы в США настроились на то, чтобы превратить этот фильм в общенациональные религиозные учения?

— Да пожалуйста. Христиане тоже могут купить билетик и пойти в кино, милости просим. Но я думаю, те, кто хочет сделать из этого фильма знамя, просто его пока не видели. А когда увидят, они поймут, что, скажем, понятие интерпретации очень важно для всей ленты. Знаете, когда Аслан, бог-творец Нарнии, в образе льва воскресает, как воскресает убитое божество во всех мировых религиозных системах, дети спрашивают у него, что же произошло. В книге он отвечает им, что кроме Древней магии есть еще более древняя, которую Колдунья не знала. А у нас он объясняет, что они с Колдуньей просто по-разному понимают Древнюю магию. Так что все зависит от интерпретации, от точки зрения. Так вот, по-моему, книга Льюиса — это история про детей, которые залезли в шкаф, а оказались там, где правит абсолютное зло. История про детей войны, про то, как они воспринимают мир. А это очень близкая мне тема, потому что, знаете, мне кажется, что все нынешние дети — дети войны. Так представишь себе, сколько они всего знают, сколько впитывают в себя, и задумаешься, где ж им всем найти свой шкаф, в котором они победят зло и станут королями и королевами?

Четверо детей Певенси только что пробрались от меха висящих в шкафу шуб ко мху заснеженного елового леса. Они еще не знают, что из обороняющейся от немцев Англии они попали в оккупированную Белой колдуньей Нарнию, где их ожидают неприятности посерьезнее строгой домомучительницы в огромном тюдоровском особняке и радости посильнее холодной овсянки по утрам
— У вас двое маленьких сыновей-близнецов, вы и для них снимались?

— Нет, да они и смотреть не хотят. Это единственный из моих фильмов, который они могли бы пока посмотреть, и они отказываются на него идти. Такие дела. Бесполезно делать что-то специально для них — все равно не угадаешь. Мы тут летели втроем на самолете, и один спросил, можно ли прыгать на облаках. Я говорю: «Нет, уж извини». А он: «А вот ангелы так могут». Я тогда подумала: «Господи, ну откуда это в них? Так они в гитлерюгенд скоро вступят».

— Простите?

— Для них же важно быть иными. Важно уйти прочь от родителей, ведь так?

— Ясно. А расскажите немного про ваш следующий фильм, где вы будете играть Нико из The Velvet Underground.

— Это будет не биография, а такой отчет о ее последних гастролях по университетским кампусам. Последний вздох, несбывшееся. Мне нравится идея, и я просто фанатка самой Нико. Мне хватит духу ее сыграть только потому, что я считаю ее великой женщиной. А те, кто так не думают, вообще не должны соваться в фильмы о великих людях (смеется).

— Вы что, тайная рокерша? В Берлине я вас видел в майке с Игги Попом.

— Знаете, в «Хрониках Нарнии» я дала волю своему внутреннему Мэрилину Мэнсону, особенно когда я в боевом облачении. Для одной из сцен на фоне зеленого экрана мне пришлось даже поставить запись Мэрилина Мэнсона — очень помогло. А Каменный стол — это ж прямо что-то в духе Iron Maiden. Они упустили свой шанс: им надо было писать музыку к фильму. А еще мне очень хотелось, чтобы Аслана озвучивал Ник Кейв. Не знаю, правда, что бы подумали об этом на студии Disney.


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Напишите мне


 
Hosted by uCoz